Брэнд (бренд) — первоначально, клеймо, фабричная марка, которым отмечали товар. Обычно большинство маркетологов под брэндом (brand) понимают название, термин, знак, символ, цвет, изображение, звук, точнее их комбинацию, предназначенные для того, чтобы дифференцировать продукт (услугу) от продуктов конкурентов.

Иногда термин брэнд используется в более широком смысле, тогда он включает весь комплекс представлений о компании и может использоваться как термин «корпоративная брэнд. Сюда же, следует отнести концепцию «продукт-плюс», рассматривающую брэнд (торговую марку) как некую «добавочную стоимость» к продукту (услуге). Часто под понятие брэнд понимают различное:

1. Брэнд — престижная, популярная, хорошо известная торговая марка. В течение первых нескольких лет около 80 — 90% продуктов, впервые появившихся в продаже исчезают с рынка по разным причинам. Одна из них, к примеру, в том, что покупатель так и не понял, зачем они были нужны. Остаются только продукты имеющие треюуемые рынку маркуетинговые характеристики, и в раскрутку которых, владелец брэнда вложи определенные, часто вполне весомые усилия.

2. Брэнд — источник добавленной ценности, помимо той, которую дает продукт как таковой (когда имеются ввиду только его потребительские свойства).

3. Брэнд — как символ торговой марки, сумма всех ментальных связей, которые образуются между покупателями и владельцами брэнда.

Безусловно, брэнд — более лаконичное, чем торговая марка понятие. Более современное название, использование которого подчеркивает «знакомство» говорящего с первоисточником — зарубежными публикациями о маркетинге. Использование понятия брэнд, в отличие от «торговая марка» облегчает общение с зарубежными маркетологами.

Бренд как энергия (Brand energy) – мера способности бренда влиять на покупателя, связанная с его покупательской верностью.

Бренд как капитал (Brand equity) – концепция, рассматривающая бренд как материальный, так и нематериальный актив, который можно покупать и продавать. Если бренд богатый и сильный, имеют в виду, что у него имеется большой капитал.

Бренд как индивидуальность (Brand personality, brand individuality) – персонификация образа бренда в сознании потребителя, выраженная в терминах индивидуальных черт человека.

Бренд как обещание (Brand promise) – выгоды и преимущества, которые ожидают получить потребители от данного бренда. Бренд как ценность (Brand values) – термин, используемый для описания финансовой ценности бренда.

Бренд как эмоциональный капитал (Brand-related emotional capital) – отражение эмоциональной лояльности сотрудников бренду компании.

Бренд нишевый (англ. niche brand) — торговая марка, ориентированная на относительно небольшую целевую аудиторию (нишу).